МОУ СОШ с. Тростянка
Саратовская область, Балашовский район, с. Тростянка
  • Профилактика и противодействие деструктивному поведению подростков

    Система работы школы по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних
     


    Цели:
    - предупреждение правонарушений и безнадзорности учащихся;
     - социальная адаптация личности ребенка в обществе.

    Задачи:
    1.    Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, контроль за соблюдением законодательства РФ и субъектов РФ в области образования несовершеннолетних;
    2.    Формирование законопослушного поведения детей и подростков;
    3.    Оказание социально-психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней;
    4.    Выявление детей и семей, находящихся в социально- опасном положении;
    5.    профилактика раннего семейного неблагополучия.

    Для реализации поставленных задач предполагается выполнение следующих функций


    Профилактическая функция.
    -    Изучение условий развития ребенка в семье, в школе, определения уровня его личностного развития, психологического и физического состояния, социального статуса семьи;
    -    Правовое, психологическое, педагогическое просвещение родителей, педагогов, обучающихся через групповую и индивидуальную работу;
    -    Учебные и практические формы работы (тренинги, семинары, круглые столы, родительские собрания, часы общения и т.п.) с обучающимися, родителями и педагогами.
    Защитно-охранная функция.
    -    Создание банка данных семей о проблемах и конфликтных ситуациях;
    -    Подготовка документации для педагогических консилиумов, для представления интересов детей в государственных и правоохранительных учреждениях;
    -    Индивидуальные беседы, групповые занятия с участниками конфликтных ситуаций, обеспечение контакта детей с родителями и учителями в случае возникновения конфликта (работа ШСП).


    Организационная функция.
    -    Выявление детей и семей, находящихся в сложной жизненной ситуации и информирование систем профилактики по данным случаям;
    -    Организация групповых тематических консультаций с приглашением психологов, врачей, инспекторов ПДН и др. специалистов профилактики;
    -    Обеспечение индивидуальных консультаций с родителями, педагогами и учащимися;
    -    Контакт с органами местной власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства с правоохранительными органами, с общественными организациями;
    -    Организация и проведение школьных мероприятий;
    -    Обеспечение мер социальной поддержки семей (бесплатное питание, обеспечение одеждой);
    -    Организация досуга и отдыха через связь с учреждениями дополнительного образования.
    Профилактическая работа образовательного учреждения осуществляется под руководством администрации школы во взаимодействии с органами профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на основе следующих нормативных документов: Конвенции ООН, Конституции РФ, Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, ФЗ № 124 от 24.07.1998", «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; ФЗ от  24.09.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», плана работы ОУ, локальных актов ОУ, регламентирующих профилактическую работу (Устав школы, положение о школьной профилактической комиссии, положение о постановке обучающихся школы на внутришкольный учет, положение об учете неблагополучных семей, положение об общешкольном Совете родителей).

    В системе профилактики деятельности школы можно выделить два направления:

    • Меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в мероприятия профилактической направленности. К подобным мероприятиям можно отнести тематические классные часы, проведение которых отслеживается администрацией школы, различные школьные акция, направленные на установку ЗОЖ и на воспитание правопослушной личности («Смени сигаретку на конфетку», выступление агитбригат, создание и расклеивание листовок, участие в районных и областных мероприятиях, конкурсы рисунков и др.), родительские лектории, тематические встречи со специалистами различной направленности не только с учениками, но и родителями, создание и работа отрядов ЮИД, ЮДП. Наряду с этим, в школе действует профилактическая программа «Правильный выбор». Занятия по этой программе проходят на классных часах, всеобучах, круглых столах и т.д. Данные занятия позволяют не только дать ребёнку необходимые знания, но и создают условия для самостоятельного выбора и принятия решения, обучают школьников культуре правовых отношений.

    • Меры специальной профилактики, состоящие в выявлении учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании и проведении работы с ними. Ведется и своевременно пополняется банк данных на выявленные семей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной поддержке; неблагополучных семей, где родители не исполняют своих обязанностей либо жестоко обращаются с ними.

    Особое внимание в нашем учебном заведении уделяется работе с учащимися, состоящими на различных видах учета (КДН и ЗП, ОДН и ВШК.) Нужно отметить, что в процессе работы с данными несовершеннолетними в профилактических мероприятиях, так или иначе задействованы другие учащиеся.
     
        Важную роль среди профилактических мероприятий мы отводим созданию подробного плана ИПР (индивидуально-профилактической работы) на каждого учащегося, состоящего на любом из видов учета. Данный план отражает пошаговую, поэтапную работу с несовершеннолетним. В реализации плана принимает участие не только социальный педагог, но и классный руководитель, замдиректора по УВР, школьный педагог-психолог. Особую необходимость в работе с детьми «группы риска» мы видим в обеспечении занятости несовершеннолетних во внеурочное время. Мы анализируем занятость обучающихся «группы риска» в кружках, спортивных клубах, факультативах. Согласно школьной программе, стараемся приобщить трудных подростков к занятиям в дополнительном образовании. Таким образом, обеспечивается занятость учащихся «группы риска».
    Наша школа в рамках профилактических мероприятий большое внимание уделяет информационному сотрудничеству с социальными партнерами, выражающееся во встречах учащихся школы с представителями МВД, КДН и ЗП, представителями здравоохранения. В этом направлении отлажено работает система взаимодействия социальных органов.
    В школе происходит взаимодействие всех участников педагогического процесса, система взаимного сотрудничества на выявление и решение проблемных ситуаций.
    Функционирует Совет по профилактике. Акцент работы данного органа расставлен именно в вопросах результативности мероприятия. Социальным педагогом заводится карточка на учащегося, рассматриваемого на совете, в которой фиксируется пошаговая работа с ним.
    Происходит обеспечение летней занятости учеников, что в разы сокращает количество правонарушений с их стороны.
    Администрация, социально-педагогическая служба школы ставит перед собой задачу вовлечения в лагерь отдыха дневного пребывания в первую очередь детей - сирот, ребят из многодетных, малообеспеченных и асоциальных семей, а также детей "группы риска", находящихся на внутришкольном контроле.
     
    Гимназия осуществляет разработку и реализацию индивидуальных программ коррекции, включающих в себя информационно-просветительские услуги, оказание консультативной помощи родителям и детям, обеспечение педагогической и психологической поддержки семьям и детям, пропаганду здорового образа жизни, предотвращение жестокого обращения с детьми, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, детских и подростковых суицидов, употребление психоактивных веществ.
    Реализуются планы по совместному взаимодействию с МО МВД России «Балашовский»
    Формирование грамотности в вопросах здоровья происходит через разнообразные по форме воспитательные мероприятия: ролевые игры, беседа- диалог, круглый стол, дискуссии, тренинги.
    Огромная роль отводится проведению массовых мероприятий с целью воспитания у обучающихся культуры здоровья: «День здоровья», «Папа, мама, я – спортивная семья», День защиты детей, участие в акции «Спорт против наркотиков», спортивно- оздоровительные праздники, месячник безопасности, месячники правовой грамотности.
    Самыми популярными формами работы  по  ЗОЖ  являются  круглые  столы
    «Здоровым быть модно!», традиционный турслет, тренинги на формирование благоприятного климата в коллективе, конкурсы плакатов «Мы против наркотиков», рисунков «Здоровый образ жизни», буклетов на антинаркотическую тему «Я выбираю жизнь!»
    Учащиеся школы (в том числе «группы риска») принимают активное участие в районных, региональных, всероссийских конкурсах, соревнованиях, фестивалях.
    Здоровый образ жизни, который прививается учащимся в школе, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Поэтому школа организует тесное сотрудничество с родителями обучающихся. Сформирован банк данных о семьях и родителях учащихся (социальный паспорт школы). Проводятся родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ. На заседаниях общешкольного родительского комитета рассматриваются вопросы организации ЗОЖ учащихся. Проводятся индивидуальные беседы и консультации с родителями.
     
    В школе работает профилактическая комиссия, которая осуществляет:

    •    разработку комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании и безнадзорности;
    •    разъяснение существующего законодательства, прав и обязанностей родителей и детей;
    •    проведение индивидуально-воспитательной работы с подростками девиантного поведения;
    •    проведение просветительской деятельности по данной проблеме;
    •    организация работы с социально опасными, неблагополучными, проблемными семьями, защита прав детей из данной категории семей;
    •    защита прав и представление интересов ребенка в различных конфликтных ситуациях с участием как физических, так и юридических лиц (в рамках Международной конвенции ООН по правам ребенка).

     1. Диагностическая деятельность

     — выявление учащихся с отклонениями в поведении в первом классе и своевременная организация работы по коррекции их поведения;

     — изучение уровня развития и воспитанности учащихся;

     — наблюдение за учащимися в различных ситуациях;

     — определение положения ребенка в коллективе сверстников, в семье;

     —проведение социометрического исследования по определению референтных групп и положения ребенка в коллективе;

     — определение уровня самооценки, самоконтроля, навыков самовоспитания;

     — выявление положительных качеств и недостатков в поведении, общении;

     — изучение и выявление интересов и склонностей ребенка;

     — изучение особенностей характера и темперамента ребенка;

     — определение мотивов поведения и общения;

     — учет состояния здоровья ребенка;

     — наблюдение за контактом ребенка с родителями (опекунами).

     2. Индивидуально-коррекционная работа

     — индивидуальное консультирование по вопросам исправления недостатков поведения;

     — изучение индивидуальных особенностей, уровня воспитанности учащихся и на основе изученного определение конкретных задач и методов дальнейшего педагогического воздействия;

     — ведение дневника психологических наблюдений за поведением, общением, положением ребенка в коллективе, начиная с 1 -го класса и передача дневника классному руководителю 4-го класса для дальнейшей последовательной работы;

     — индивидуальная работа классного руководителя, социального педагога психолога, администрации школы с учащимися, требующими коррекции поведения;

     — создание условий для развития творческих способностей ребенка, помощь в организации разумного досуга (кружки, клубы по интересам, спортивные секции и др.);

     — вовлечение учащихся в активную общественную работу;

     — ненавязчивый контроль со стороны учителя, классного руководителя, психолога, социального педагога, администрации школы за поведением ребенка в классном коллективе и во внеурочное время;

     — проведение тренингов общения;

     — проведение тренингов психологической разгрузки;

     — привлечение к чтению художественной литературы, запись в библиотеку;

     — индивидуальные беседы, встречи с интересными людьми.

     3. Работа с семьей

     — изучение социального положения ребенка в семье;

     — выступление учителей на родительских собраниях;

     — посещение семей с целью проведения бесед по вопросам профилактики преступлений и правонарушений;

     — встречи с работниками инспекции по делам несовершеннолетних, прокуратуры, следственных органов;

     — индивидуальные консультации для родителей, организация службы доверия;

     —вовлечение в работу с семьей Совета по профилактике правонарушений и преступлений;

      — привлечение родителей к проведению родительских собраний, бесед с учащимися, к участию в общешкольных мероприятиях;

     — проведение творческих встреч, тематических родительских собраний;

     — привлечение специалистов для индивидуальных консультаций и встреч с родителями (психологов, наркологов, сексопатологов, гинекологов, венерологов и др.);

     — приглашение родителей неблагополучных семей на школьные праздники, кинолектории и др.;

    4. Взаимодействие с заинтересованными организациями

     — сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних района;

     —сотрудничество с врачами: психологами, наркологами, сексопатологами, гинекологами, венерологами и др.;

     — сотрудничество с городским Центром детского творчества.

     5. Информационная, организационно-методическая деятельность

     — проведение совместных малых и больших педагогических советов, целевых совещаний, дискуссий и т.п.;

     — взаимодействие методических объединений классных руководителей старших классов и учителей начальных классов (преемственность в работе);

     — разработка комплексно-целевой программы «Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних»;

     — разработка индивидуальной программы коррекции поведения трудновоспитуемых подростков;

     — составление психолого-педагогической карты учащихся, состоящих на внутришкольном контроле в ИДН;

     — разработка материалов в помощь классному руководителю;

    — составление психолого-педагогической характеристики класса;

     — организация выставок литературы, плакатов;

     — проведение социометрического исследования классов.

     6. Правовое просвещение учащихся

     — изучение и обсуждение Правил для учащихся;

     — изучение Закона «О правах ребенка»;

      — изучение Уголовного кодекса РФ об ответственности несовершеннолетних;

     — организация встреч с работниками ОВД, ИДН;

     — проведение месячника правовых знаний;

     — проведение тематических кинолекториев;

     — проведение диспутов, конференций.

    Социально-психологическое тестирование


    Социально-психологическое тестирование — диагностический компонент воспитательной и профилактической работы. Проведение социально-психологического тестирования является важным элементом воспитательной работы образовательной организации, обеспечивающей системное выявление обучающихся находящихся в «рискогенных условиях, и организации с ними соответствующей профилактической, коррекционной работы Профилактическая работа со всеми обучающимися образовательной организации регламентируется планом профилактики образовательной организации. В плане профилактики должны быть задействованы ВСЕ сотрудники образовательной организации.

    Проведение адресной помощи, обучающимся, испытывающим затруднения проводится на основе рекомендаций педагога-психолога. Единая методика социально-психологического тестирования (ЕМ СПТ) не оценивает обучающихся, а опрашивает их. При работе с ней подростки, юноши и девушки сами оценивают социально-психологические условия, в которых находятся. ЕМ СПТ — это опрос, выявляющий мнения, представления и позиции обучающихся относительно их самих и обстоятельств, в которых они находятся.

    Методика выявляет уровень рискогенности условий, в которых формируется обучающийся. Дети с высоким уровнем рискогенности условий испытывают затруднения в сложившихся социально-психологических условиях. Длительно существующие затруднения могут вызвать депрессивные состояния и ощущение безвыходности ситуации. В сложившихся условиях происходит провоцирование формирования зависимости. Вероятность у этих детей быть вовлеченными в наркопотребление выше, чем у всех остальных.

    Методика не может быть использована для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости. Она выявляет социально-психологические предпосылки, которые в определенных обстоятельствах могут спровоцировать желание попробовать наркотик.

    Заключение о наркотической или иной зависимости может дать только врач-нарколог после проведения профилактического медицинского осмотра, включающего забор и анализ биологического материала (кровь, моча и т.д.) с использованием химико-токсикологического исследования.

    НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

    Документы федерального уровня

    Документы регионального уровня

    Методические рекомендации

    Осторожно! Квадробинг

    С весны 2024 года в России начало стремительно распространяться увлечение квадробикой среди детей и подростков

    В России и мире стремительно набирает популярность субкультура квадроберов — людей, которые считают себя животными. Они не только носят костюмы четвероногих, но и имитируют их поведение: едят на четырех ногах, лают и мяукают и даже кусаются, попадая в центр громких скандалов. Кто такие квадроберы и почему дети хотят стать кошками, собаками или даже волками, чем опасна такая мода?

       От моды до деградации личности

    Квадробинг, в отличие от многих других субкультур, относится к сетевой активности, а потому более опасен. На это обращает внимание психолог, кандидат психологических наук Александр Невеев.

    «Все эти сетевые тренды централизованно устанавливают анонимы, и ребенок становится управляемым. То есть сегодня они в отдельности просто снимают какие-то видео, выкладывают в социальные сети, а по команде может быть запущен какой-нибудь квест, тренд, и дети соберутся и начнут штурмовать какой-то стадион, совершать противоправную форму активности. Эти намерения не идут вразрез группы — дети подвержены влиянию сверстников, а тут еще интернет усиливает», — отмечает Невеев.

    Более того, отождествление себя с четвероногими без четкой цели может привести к тому, что ребенок потом начнет считать себя животным. И тогда уже потребуется психиатр, предупреждает специалист. «Кто-то путает это увлечение с театральными этюдами, но если у вас ребенок увлекается театром, он может эти театральные этюды совершать в специализированных местах. У нас огромное количество подростковых школ актерского мастерства».

           Квадробинг ведет к деградации личности: сегодня большинство детей предоставлены сами себе, и интернет позволяет детям организовать их время, наполнить жизнь каким-то смыслом, продолжает психолог.

    «Человек должен все время приобретать атрибутику, хвостики, маски, должен постоянно выкладывать видео, находиться в постоянном контакте со своей аудиторией, показывать какие-то новые упражнения: прыжки, позы. Все это требует колоссальных затрат времени и сил. Ребенок тратит время своей жизни, ценнейшие ресурсы, вместо того, чтобы стать полноценным членом общества, востребованным специалистом», — говорит Невеев.

    Как уберечь ребенка от квадробинга?

       Задача родителя, чей ребенок попал под влияние квадробинга, — переключить его внимание на социально-позитивные занятия, причем делать это нужно постепенно, без жестких запретов.

    «Если он любит снимать видео, его можно переключить на съемки видеоконтента, например, про детские хобби, увлечения: шахматы, моделирование, фан-круг. Ребенка нужно медленно, пошагово „вылавливать“ из этого состояния, резкими запретами можно только навредить детской психике. Ребенок может еще больше утвердиться во мнении, что родители унижают его личность, мешают ему реализоваться, запрещают, заставляют что-то делать, призывают — все то, что им внушает субкультура», — подчеркивает собеседник.

    Цикличная мода

    А вот Александр Тхостов, заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор, доктор психологических наук, не видит опасности в нашумевшем тренде. Он отмечает, что подобные субкультуры постоянно появляются в разные периоды истории, однако их важность часто преувеличивается в информпространстве.

    «У детей часто бывают какие-то увлечения, которые захватывают много участников. То они покемонов ловят, то они на досках катаются… Это нормальная вещь. Да, даже если они кусали друг друга — это такая игровая деятельность. Бывают перегибы. Дети есть дети», — отметил Тхостов.

         Основными «жертвами» квадробинга и подобных субкультур становятся дети подросткового периода 10-12 лет. Взрослые же редко участвуют в подобных трендах, говорит он. По его словам, подобные субкультуры, живут около полугода, а потом «затухают», говорит эксперт. При этом предсказать их появление практически невозможно.

    Кто такие квадроберы и почему о них все говорят

      Мода на квадроберство появилась в России весной 2024 года. Поводом стали видеоролики с акробатическими трюками, имитирующими движения животных, которые стали вируситься в TikTok.

          В социальных сетях, особенно в VK и Telegram, стали появляться группы, где квадроберы объединяются для знакомства и общения. Например, в группе «Квадроберы» в VK уже более трех тысяч человек. Подписчики делятся фотографиями, видеороликами с трюками, рассказывают о себе и ищут новых друзей. Тематический канал в Telegram с аналогичным содержанием насчитывает почти 13 тысяч человек.

         На популярных маркетплейсах появились в продаже специализированные товары: корм для квадроберов, маски, костюмы и даже будки. А в соцсетях можно найти объявления о платных услугах по выгулу квадроберов.

          По всему миру и России фиксируют случаи, когда поведение квадроберов выходит за рамки нормального. Например, в Одессе произошел инцидент, когда последователи субкультуры напали на пожилую женщину, выгуливавшую собаку. А Подмосковье мать пыталась оформить для дочери-квадробера ветеринарные процедуры в клинике для животных, что вызвало шок у персонала и посетителей. Против детского увлечения уже выступили некоторые представители РЦП, члены СовФеда, депутаты Госдумы. Политики и общественники настаивают на запрете субкультуры, называя ее опасной для психики детей и подростков.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie